В чем суть?
Налогоплательщикам – контролирующим лицам КИК предлагается по желанию использовать специальный налоговый режим: в рамках данного режима уплачивается фиксированный налог в размере 5 млн. руб. с прибыли контролируемой иностранной компании, независимо от фактического размера прибыли такой компании. Пользователи данного режима будут освобождены о необходимости предоставлять отчетность своих КИК в налоговые органы РФ. Применять новый режим можно будет уже с текущего налогового периода, но перейдя на него, нужно будет сохранять его в течение минимум 3 лет.
Давайте попробуем разобраться в деталях.
В деталях
Чтобы перейти на режим уплаты фиксированного налога, нужно подать заявление в налоговые органы до 31 декабря года, в котором налогоплательщик планирует перейти на данный режим.
Режим применяется в течение как минимум 5 лет (если заявление подается в течение 2020 или 2021 гг., возможно применение в течение 3 лет).
Контролирующее лицо может уплачивать единую фиксированную сумму в размере 5 млн. руб. с прибыли всех своих КИК (если у него их несколько).
Если налогоплательщик в налоговом периоде перестает быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК, налог в таком налоговом периоде не уплачивается.
Если в течение действия режима (3 или 5 лет с момента перехода) размер фиксированного налога будет увеличен законодателем, налогоплательщик вправе прекратить его использование ранее срока.
Контролирующие лица в рамках режима освобождаются от обязательств по предоставлению финансовой отчетности КИК (в том числе по запросу налогового органа).
Согласно тексту законопроекта, применять режим можно будет уже с периода 2020 года – заявление о переходе на новый режим в отношении 2020 года в таком случае подается до 1 февраля 2021 года. Далее заявление подавать необходимо до 31 декабря соответствующего года
Так ли выгодно с налоговой точки зрения?
Использование режима не предполагает освобождения от налогообложения распределенных в дальнейшем дивидендов. Таким образом, при получении дивидендов контролирующее лицо будет обязано уплатить с них НДФЛ по ставке 13%:
Текущая редакция п. 66 ст. 217 НК РФ предполагает, что учтенная у контролирующего лица в доходах прибыль КИК, в дальнейшем распределенная в виде дивидендов, не будет создавать у контролирующего лица еще и «дивидендный доход». Таким образом исключается двойное налогообложение по сути одних сумм – сперва в виде прибыли КИК, потом в виде дивидендов. Текстом проекта формулировка п.66 ст. 217 изменится таким образом, что пользователи специального режима будут уплачивать налог с дивидендов.
В действительности уплачивается не фиксированный платеж за КИК, но контролирующему лицу «вменяется» прибыль КИК, а налог, в свою очередь, считается с этой фиксированной прибыли. Что интересно, прибыль составляет 38 460 000 рублей за налоговый период 2020 (что соответствует ставке НДФЛ 13%) и 34 000 000 рублей за последующие налоговые периоды, начиная с 2021 года (что соответствует ставке НДФЛ 15%). Важно учитывать, что при применении режима в отношении периодов после 2021 года, фиксированная прибыль КИК покроет лимит облагаемого по ставке 13% дохода физического лица (законопроект по 15% НДФЛ № 1022669-7), таким образом, все остальные доходы контролирующего лица будут облагаться по ставке 15%.
В течение срока использования режима невозможно учитывать убытки КИК. Однако убытки можно использовать после «выхода» из режима.
Проект исключит возможность произвести зачет иностранного налога, исчисленного в отношении прибыли КИК (либо же российского налога). Текущая редакция п. 11 ст. 309.1 НК РФ позволяет избежать двойного налогообложения дохода двумя государствами (или же дважды Россией или, например, при удержании налога у источника) – проект введет невозможность зачета для пользователей специального режима.
А какой «бонус» для тех, кому не подходит режим?
Вносятся изменения в ст. 25.15 НК РФ: теперь финансовую отчетность и аудиторское заключение необходимо представлять независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу. Штраф за неподачу таких документов вырастает со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Налоговый Кодекс дополняется новой статьей 25.14-1 «Истребование у налогоплательщиков-физических лиц, являющихся контролирующими лицами, документов (информации) о контролируемых ими иностранных компаниях».
Предметом нового формата запроса может стать предоставление подтверждающих документов для освобождения прибыли КИК, а также финансовой отчетности и аудиторского заключения. Глубина запроса – три года до момента направления требования. После получения запроса налогоплательщику дается 30 дней на представление информации. За непредоставление документов предусмотрен штраф в размере 1 млн. руб. При этом штраф не применяется при использовании режима с уплатой фиксированной суммы налога КИК.
Выводы
Законопроект прошел три чтения в Государственной Думе, на текущий момент находится в Совете Федерации. В текущей редакции режим уплаты фиксированной суммы может быть выгоден в 2 случаях:
Когда КИК (одна или несколько) стабильно генерирует чистую прибыль от 38 млн. руб. в год и более,
Когда контролирующее лицо не хотело бы раскрывать данные финансовой отчетности своей (своих) КИК.
При этом в каждом отдельном случае стоит продумать и просчитать как минимум следующие аспекты:
Размер налогового бремени контролирующего лица при получении дивидендов от КИК,
Размер налога на КИК в юрисдикции ее местонахождения (этот налог нельзя будет зачесть в РФ при использовании нового режима),
При формировании убытков на КИК – порядок их учета для целей налога в РФ.
Готовы провести консультацию и ответить на ваши вопросы!